[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive] |
Сон Разума : Киломэтры : 10.08.2003
Трагедия субъективной страсти
(поэма в прозе, для зрителей)
Интродукция
Я не героиня. Я рассказчик, как в фильмах Роу, этакая румяная старушка-веселушка, что открывает расписные ставни, окидывает взглядом леденцовые небеса, сахарные берега вокруг рек медовых, и сказку начинает.
Начнем, пожалуй, так: в атмосфере черно-белого старого кино, снятого на шосткинской пленке «Свема", с плакатными добромолодцами и крепко сбитыми молодицами сделать бы дыру... разодрать бы ногтями экран и ввалиться на сцену провинциального дома культуры, в пыль, в шелуху, в вопли испуганных черно-белых зрителей, чтоб разукрасить все это, разрисовать богатой люминесцентной палитрой.
А потом взять иглу-цыганку у бабушки, сидящей на приставном стуле первого ряда, чтобы сшить края холста крупными стежками, включить проектор и смотреть в те же лица, тех же героев, думая, что это качество пленки такое. Паршивое, надо признать, качество, дыру не видно совсем, краски поблекли, при таком-то освещении...
Сюжет
Жил-был Мастер. Нет, прах Булгакова ворошить не будем, так уже звали кого-то, когда-то и звать будут вечно. Наш герой, конечно, мастер, но он никогда не знал, как выглядят хризантемы, не имел специального филологического образования. Писал по наитию, чаще о себе, но, признаем, мастерски. С психушкой был знаком только по рассказам очевидцев, по некоторым книгам, да по своим мыслям, подчас дурацким.
Значит, жил-был Дурак. Нет, наверное, все-таки не будем его так называть, ведь Дурак это призвание и судьба. Да, наш герой, иногда сидел в метро с отвислой губой. Да, частенько тупил в ответ на чьи-то умные вопросы. Да, снилось всякое: вперемежку голые тела, похоть и небо. Да, деньги приходили ниоткуда, как в сказке, и уходили, не задерживаясь. Но все-таки Дураками не становятся, а рождаются, и чаще в русском народном творчестве.
Тогда, может быть, жил-был Поэт. Ну, любил наш герой рифму, с задрогом врожденного перфекциониста, сам в ямбы и хореи с головой нырял, фыркал, плескался жирной тушкой. На один бочок повернется, как в нецензурном анекдоте красота! На другой бочок то же! Сам писал, скрупулезно считая слоги, вылизывая мелодику, иногда, наплевав на смысл. Но Поэт это слишком пафосно, слишком обязывает.
Хорошо, жил-был Триедин, с характерными чертами Мастера, Дурака и Поэта. И была у Триедина мечта, которую он холил, лелеял и вскармливал. Мечтал Триедин написать поэму о Дездемонах. Да-да именно во множественном числе. Не нужно подозревать нашего героя в кровожадности и цитировать классика «мы их душили-душили", нет. Мотивы написания были совершенно иные, как обычно жизненные, как обычно из собственного опыта.
Поэт в Триедине сразу призвал Музу. Та прилетела на одомашненном Пегасе с кружевной попонкой и нарисовала первый образ.
Мелким шрифтом (курсив): фильм черно-белый, пленка, как помнится, не лучшего качества, но запах булочек с маком и кипяченого молока пробивается сквозь ветхость деревянных стульев и плюша на окнах заштатного дома культуры... зритель, почувствуй его...
Дездемона жена.
Она ведь была первой. Она была светлой, теплой, родной и привычной. Мастер, а он уже им был, лепил ее из податливого несмышленого материала. Дездемона смущалась, краснела, закрывала глаза и надевала в постель ночнушку. Мастер терпеливо пояснял, что кружева и бантики, почему-то на женском белье всегда так много бантиков, пошлость какая! конечно притягательны, но тело должно быть телом. При этом объяснении в нем тут же просыпался Поэт и слагал что-то на манер: «души шагреневая кожа, в мурашках и ознобе страсти, и мерзнут плечи, множат счастье, чтоб тело душу не тревожа, кормило сердце...". Дездемона ахала, потом стонала, потом орала, что ему Дураку, не стихи сочинять нужно, а деньги в дом приносить, ребенка одевать-кормить. Дурак огрызался, называл Дездемону, соответственно, дурой набитой с мещанской психологией, и шел на балкон смотреть на звезды: «раньше видел небо в твоих глазах, теперь оно спряталось в руки, которыми ты стираешь пеленки сына, а я жду звездопад..."
Мелким шрифтом (курсив): рассказчица поводит плечами, как от холода, смотрит в сторону от экрана, закуривает первую сигарету, прокашливается...
Первым крупным гонораром и первой норковой шубой Триедин убил первую Дездемону, мастерски, нужно отметить. Дездемона угасла тихонько: спряталась за плитой на кухне, растаяв там под запах огуречного маринада. Осталась жена счастливая супруга Мастера, в норковой шубе, с прежней нелюбовью, но уже уважением, к поэзии. Дурак в Триедине успокоился, а Поэт потерялся от обилия закусок. Поэт должен быть голодным и несчастным, чтобы писать о счастье: «и мирно тикают минуты, волос твоих касаясь нежно, в вязанье спицы, воздух мутен, и седина платком небрежным...", о Муза, где ты?
Муза сняла с Пегаса кружевную попону, щелкнула кнутом так, что конь закусил удила и понес Триедина куда-то далеко, где темно, тепло, влажно, где нарисовался второй образ.
Мелким шрифтом (курсив): на пленке появляется больше штрихов, проектор скрипит, звук с экрана, как стеклом по асфальту по барабанным перепонкам.... зритель, не затыкай уши пальцами...
Дездемона страсть.
Никто не знает, как это начинается, как из потуг пузырей на воде выползает пуповина затяжного дождя. Триедин нырял в лужи, выставив вперед рожу Дурака, пьяного коньяком и пивом, убегающего от привычного, от банального, от повсеместно правильного. Лужи оставляли на губах болезного грязь, но смывали мусор. Дурак плакал, цитировал Поэта, поносил последними словами сытого Мастера, иногда даже матерными, не в рифму: «сколь веревочка ни вейся, а в финале мордой в стол, нам не надо эдельвейсов, нам давайте прочный кол" чушь, бред, пьяные сопли, нетрезвые мысли, опохмелочные сухие кошмары. Вот тут, вдруг, появляется она, преждевременно, стремительно, опередив сроки, хлюпнув водой в лицо Триедину, для пробуждения (а он решил, что это пена, из которой Афродита...). Мастер сразу снял шляпу, потерял голову и нашел слова для Поэта. Тот нагородил околесицу из палиндромов, акростихов, суицидальных мотивов для глубины и от новизны навалившегося. А Дурак покупал шикарное женское белье (заметьте, с бантиками!), туры в Египет, запасные рубашки. Он научился носить в портфеле полотенце вместе с презервативами. Мастер постигал гармонию, парил мыслью по эзотерике, видел потоки открытых чакр, стремился к единению чувств и мыслей. Дурак врал жене, что очень много работы, а в транспорте так тесно, так тесно... Поэт рифмовал карму и магму: «потом, когда дышать учиться буду, когда по-новому узнаю потолок, на белом небе нарисую Будду, пусть землю держит, ту, что из-под ног"...
Мелким шрифтом (курсив): рассказчица кутается в шаль, закуривает вторую сигарету, пускает фигурные колечки дыма... разного диаметра... сейчас в профиль, она одновременно похожа на Марлен Дитрих (полуопущенные веки, длинные ресницы, мундштук, тонкая кисть, белый локон) и на учительницу младших классов (не замужем, за двадцать пять, больная мама, однокомнатная квартира, вчера послала директора школы надоел)....
Смертельный приговор Дездемона подписала своим намереньем развестись с мужем. Триедин испугался и сразу потерял все атрибуты бурной страсти, кроме страстной мечты выпутаться из возникшей ситуации. Мастер в нем возмутился: «Как? В бытовуху? В тюрьму распланированной жизни? Это после слияния любящих душ, после парения и возвышения к вишудхе?" Дурак засуетился: «Ну, ты же понимаешь, я еще не готов, у меня дети, для жены это будет такой удар, разве нам плохо сейчас?" Поэт стал приводить в примеры Петрарку и Лауру, Есенина и Айседору, Осипа и Надежду (милый, но они были мужем и женой? да, но жили порознь, а если б вместе, то что бы он написал о Воронеже?)... «Он рисовал ее глаза в Мадонны лик, она ж смеялась, и фреска стыла покрывалась, как пылью, трещинами вмиг"...
Муза сидела на холодном ветру. Отпустив Пегаса, она напоминала цыганского врубелевского Демона на пороге Кирилловской церкви, где с иконостаса смотрели те самые глаза, погибшей Дездемоны страсти...
Мелким шрифтом (курсив): первая часть фильма закончилась, по экрану царапнуло обрывком пленки под жирным крестом финала, остались грубые стежки на белом фоне и тишина, пять piano... ее можно потрогать, как протянуть руку в пылинки, вьющиеся в луче проектора... потрогай ее, зритель...
Продолжение следует...
КиноКадр | Баннермейкер | «Переписка» | «Вечность» | wallpaper |
||||||||||
©opyright by Сон Разума 1999-2006. Designed by Computer Art Gropes'2001-06. All rights reserved.
|
обновлено 29/10/2006 отписать материалец Мулю |
'; //document.write(tx3); // --> |
наша кнопка |
|||||
|